Две Воли (Часть первая)

Многіе изъ васъ еще сами хорошо помнятъ времена крѣпостного права, другіе, которые помоложе, знаютъ объ этихъ временахъ и порядкахъ по разсказамъ отцовъ и дѣдовъ.

Въ теченіе вѣковъ русскій народъ былъ прикрѣпленъ къ землѣ и вмѣстѣ съ землею отдавался господамъ чиновникамъ въ вѣчное владѣніе за царскую службу. Вмѣсто жалованья и наградъ казна раздавала служилымъ людямъ помѣстья съ населявшими ихъ крестьянами "на кормленіе" Съ тѣхъ поръ и пошло несправедливое и несуразное дѣленіе русскаго народа на двѣ неравныя части, или сословія: служилыхъ дворянъ—ничтожиое меньшинство—и податныхъ крестьянъ—громадное большинство. Дворяне призваны были служить царю, управлять страною, издавать законы, собирать подати казнѣ и за то "кормиться". Крестьяне, или подлые люди, какъ ихъ называли въ старину, обязаны были платить подати казнѣ, кормить своихъ господъ и начальниковъ, исполнять безпрекословно ихъ законные и незаконные приказы и распоряженія, но зато не пользовались никакими правами, какъ рабы, какъ скоты. Дворяне, съ согласія правительства, захватили себѣ "верхи"—власть и права, а крестьянамъ оставили "низы"—однѣ тяжелыя обязанности.

И безгранична же была власть помѣщиковъ надъ крѣпостными! Какъ товаръ, они живыхъ людей продавали, мѣняли, закладывали, дарили, не стѣсняясь отрывать женъ отъ мужей, дѣтей отъ родителей. Какъ скотину, заставляли задаромъ обрабатывать чужую, барскую землю и за это кормили впроголодь, такъ какъ оставленные крестьянамъ для собственнаго прокормленія надѣлы обрабатывались только въ свободное отъ барщины время, да къ тому же облагались высокими казенными податями и барскими оброками. Какъ скотомъ, крѣпостными управляли при помощи кнута и палки. Судъ творили на барской конюшнѣ и съѣзжихъ дворахъ. Помѣщики и сами, а по первой ихъ жалобѣ и начальство сажали крѣпостныхъ въ тюрьмы, ссылали въ Сибирь и на каторгу, отдавали безъ очереди въ солдаты и нерѣдко за одно лишь грубое, супротивное слово. Лихія тогда были времена, одно слово—рабство!

Правда, въ случаѣ неурожая, падежа скота, пожара, помѣщикъ помогалъ крѣпостнымъ хлѣбомъ и деньгами, но, понятно, по чисто хозяйственнымъ соображеніямъ и расчетамъ: чтобъ стричь овцу, надо же дать ей раньше обрости шерстью.

Подать казнѣ крестьяне, не въ примѣръ прочимъ сословіямъ, платили „подушную“, т. е. за каждую душу мужского пола безъ различія возраста,—отъ новорожденнаго ребенка до дряхлаго старика. Правильное поступленіе податей и оброковъ обезпечено было круговой порукой, отвѣтственностью каждаго за всѣхъ и всѣхъ за каждаго. Распредѣляли и собирали казенные подати и барскіе оброки выбираемые обществами земскіе старосты, которые за недоборъ отвѣчали личнымъ имуществомъ и собственными спинами.

Не міру, а помѣщику служили и подчинялись эти выборные старосты. Помѣщикъ могъ ихъ всегда наказать, а при желаніи и защитить отъ міра; отмѣнивъ составленный противъ нихъ общественный приговоръ.

Школъ для народа не полагалось. Крестьянъ нарочно держали въ темнотѣ и невѣжествѣ, чтобъ они изъ книгъ не могли узнать о существованіи и возможности другой, лучшей жизни, не осмыслили бы весь ужасъ своего рабскаго, скотскаго положенія и не потребовали себѣ человѣческихъ правъ.

Не было тогда и больницъ въ деревняхъ. Народъ тысячами безпомощно хворалъ и умиралъ отъ разныхъ болѣзней и, между прочимъ, отъ моровой язвы (чумы), холеры и оспы. Докторовъ нѣкоторые помѣщики держали только домашнихъ—для себя и своей семьи.

Духовенство кормилось около господъ и потому не обличая, а потакая грѣховной жизни своихъ благодѣтелей, учило темный народъ терпѣнію и послушанію волѣ Господней и господской, обѣщая въ награду царство небесное.

Чиновники отъ высшихъ до низшихъ, судьи, военноначальники—всѣ были изъ тѣхъ же господъ — дворянъ, держали ихъ сторону и взаимно прикрывали другъ друга. Они безнаказанно расхищали казну, грабили, обижали народъ, открыто не исполняли тѣхъ законовъ, которые, хоть въ слабой степени, могли служить защитою народу отъ произвола, и издавали новые законы еще для большаго стѣсненія и закрѣпощенія народа.

Стономъ стоналъ русскій народъ подъ гнетомъ произвола и беззаконія господъ и чиновниковъ, стоналъ и терпѣлъ. Только крутая расправа крѣпостныхъ съ отдѣльными черезчуръ жестокими самодурами — помѣщиками, побѣги да бунты предсказывали, что когда-нибудь и рабскому терпѣнію настанетъ конецъ.

Какъ невыносимо тяжело жилось крѣпостнымъ подъ властью помѣщиковъ видно изъ все возрастающаго количества крестьянскихъ волненій. За 30 лѣтъ царствованія Николая I было 556 крестьянскихъ бунтовъ. Изъ нихъ на первыя 5 лѣтъ царствованія приходится 40, а на послѣднее пятилѣтіе 137. Всѣ бунты жестоко подавлялись полицейской и военной силою, и не бунтомъ однимъ вызвано освобожденіе крестьянъ. Вслѣдствіе своей темноты и разобщенности, народъ самъ еще не въ силахъ былъ свергнуть съ себя иго крѣпостного права. Помогли въ этомъ случаѣ народу отчасти сознательно, но, главнымъ образомъ, безсознательно сами господа дворяне своей частной жизнью и общественной дѣятельностью.


Комментарии

Популярные сообщения